Какие тенденции развития дистанцион­ного банковского обслуживания характер­ны для постсоветских стран?

Мировое банковское сообщество давно пришло к выводу, что обслуживание клиентов с использова­нием дистанционных каналов (дистан­ционное банковское обслуживание, или ДБО) не только технологичнее и дешев­ле традиционного обслуживания в офи­се, но и удобнее для самих клиентов. Однако в нашем регионе банки обла­дают специфическими особенностями, одна из которых заключается в их из­начальной ориентированности на обс­луживание зарплатных проектов. Мне часто приходилось слышать от специ­алистов многих банков: "нашему кли­енту не нужен мобильный банк, он не пользуется Интернетом, и все услуги, которые ему требуются, - это запрос ба­ланса своего счета в банкомате, снятие наличных после получения зарплаты и повторный запрос баланса после это­го". Вероятнее всего, именно поэтому толчок развитию дистанционного бан­ковского обслуживания в отечествен­ных банках дали банкоматы, которые стали оснащаться многочисленными до­полнительными функциями, более или менее востребованными у клиентов, в частности, возможностью проводить различные платежи. Периодически пользуясь банкоматами европейских банков, могу утверждать, что спектр АТМ-сервисов наших банков значитель­но шире, а то, что делают лидеры рын­ка, например, ПриватБанк, можно и вов­се назвать "чудеса на банкомате".

Тем не менее многие банки постсовет­ского пространства осознали, что банко­мат предназначен, в первую очередь, для операций с наличными (выдачи, приема, обмена), и клиенты, оплачивающие в бан­коматах коммунальные платежи, не столь­ко приносят банкам доход, сколько вы­зывают негативные эмоции у скаплива­ющейся перед банкоматом очереди из тех, кому необходимо снять наличные. Логичным выходом из данной ситуации была бы установка рядом с банкоматом терминала самообслуживания, специаль­но предназначенного для безналичных платежей. Но масштабных проектов на базе терминалов такого рода на постсо­ветском рынке пока не представлено, и активно растет только парк терминалов по приему наличных платежей.

С точки зрения доступности и удобс­тва для клиентов гораздо интереснее воз­можность получить доступ к банковским услугам посредством персонального ком­пьютера и мобильного телефона.

В настоящее время большинство бан­ков нашего региона предлагает своим клиентам услуги Интернет-банкинга, од­нако спектр предоставляемых в их рам­ках сервисов очень сильно разнится от банка к банку. Более того, на россий­ском рынке уже реализовано несколь­ко банковских проектов, специализиру­ющихся именно на Интернет-банкинге - ОКЕАН БАНК и Инбанк. А в начале но­ября 2010 года в Токио было подписано заявление о завершении сделки по по­купке 50% в уставном капитале Обибан-ка японской финансовой группой SBI Holding, таким образом, на рынок Ин­тернет-банкинга России выходит один из лидеров этого рынка в Японии.

 

Какие банковские услуги доступны кли­ентам через мобильный телефон сегодня?

Услуги мобильного бан­кинга, которые предоставляет своим кли­ентам значительная часть банков наше­го региона, обычно ограничиваются сер­висом SMS-оповещения о проведенных по счету клиента операциях. Лишь не­большое количество банков предостав­ляют услуги полноценного управления банковскими счетами через мобильный телефон. Признаюсь, еще пару лет назад я сам считал, что назначение мобильно­го банкинга - информационные серви­сы и, в редких случаях, проведение неот­ложных платежей (например, за услуги мобильной связи или Интернета в слу­чае их отключения). Но, став обладате­лем полноценного и удобного мобиль­ного банка, я кардинальным образом из­менил свое мнение. Сегодня большую часть необходимых мне платежей я со­вершаю именно через мобильный банк. Набор услуг в мобильном и Интернет-банке, которыми я пользуюсь, практичес­ки идентичен, но включить мобильный телефон гораздо проще и быстрее, чем включить компьютер и выйти в Интер­нет. Конечно, если потребность совер­шить операцию возникает во время ра­боты за компьютером, пользуюсь Интер­нет-банком.

Похоже, у мобильного банкинга даже больше перспектив, чем у Интернет-бан­кинга, так как уровень проникновения мобильной связи гораздо выше, чем уровень проник­новения Интернета. Например, в России, по данным исследовательской компании AC&M Consulting, в июле 2010 года нас­читывалось 215,5 млн. абонентов сото­вой связи, таким образом, уровень про­никновения мобильной связи (число 51М-карт на 100 жителей) составил 148,596. При этом, по данным Фонда обществен­ного мнения (ФОМ), в городах-миллион-никах Интернетом пользовались 51% на­селения старше 18 лет, а в селах - не бо­лее 20%. Уровень проникновения широ­кополосного Интернета в России на ко­нец 2009 года достиг лишь 26%.

 

·   Мобильный банкинг намного дос­тупнее Интернет-банкинга: мобильный телефон всегда и везде находится под ру­кой, тогда как компьютер, подключенный к Интернету, в постоянном доступе лишь у определенной категории офисных клер­ков.

 

Какие решения предлагает компания Compass Plus для мобильного банкинга, Интернет-банкинга?

Для реализации мобиль­ного и Интернет-банкинга Compass Plus предлагает продукты TranzWare Mobile Banking (TW MB) и Интернет-банкинга TranzWare Internet Banking (TW IB). Важ­нейшей особенностью этих решений является их тесная интеграция с процес-синговой системой TranzWare Online (TWO). Это обеспечивает ряд преиму­ществ, среди которых:

•  Единообразная аутентификация кли­ента в системах мобильного и Интернет-банкинга. Клиенту не нужно запоминать различные логины и пароли для каждой из систем.

•   Полный доступ ко всей информа­ции и управлению всеми объектами кли­ента в процессинговой системе. За счет использования общих механизмов TWO клиент имеет общий "личный кабинет" (настраивая его в соответствии с собс­твенными предпочтениями) и в системе мобильного банка, и в системе Интернет-банка.

•   Плотная интеграция систем собс­твенного производства Compass Plus поз­воляет проводить быстрый запуск про­екта, а расширение наборов сервиса (нап­ример, добавление нового типа платежа или возможности выпуска виртуальной карты) отображается в обеих системах единообразно.

Расскажите, пожалуйста, о новой вер­сии TranzWare Internet Banking. Какие воз­можности она предоставляет банку, клиенту?

В 2010 году компания Compass Plus представила клиентам кар­динально переработанную версию при­ложения TW IB. Функциональные возмож­ности ТW IВ, в силу тесной интеграции с процессинговой системой, всегда на­ходились на очень высоком уровне, за­частую опережая специализированные решения для Интернет-банкинга. Так, по результатам исследования наиболее удоб­ных и функциональных Интернет-бан­ков, предлагаемых в Екатеринбурге , ко­торое проводило издание "Ежедневные экономические вести НЭП'08", первое место занял Банк24.ру с собственной раз­работкой, а на втором месте был Ураль­ский банк реконструкции и развития, ис­пользующий именно продукт TW IB.

Новая версия TW IВ решает две основ­ные задачи:

 

·   упрощение интеграции системы с другими банковскими системами;

•   предоставление банкам более ши­рокого перечня возможностей для из­менения внешнего вида приложения TW IВ и настроек пользовательских возможностей системы под потребности кон­кретного пользователя.

Теперь внешний вид приложения TW IB представляет собой набор инте­рактивных виджетов - обособленных функциональных модулей Интернет-бан­ка. Стартовая страница состоит из глав­ного меню, предоставляющего доступ ко всем возможностям системы, и набора наиболее необходимых конкретному кли­енту виджетов, которые он может выб­рать и расположить на экране самосто­ятельно.

В дистрибутив TW IB входит набор стандартных виджетов, разработанных Compass Plus, и сотрудники банка могут активировать необходимые их клиентам модули. Кроме того, любой виджет мож­но скопировать и модифицировать ло­гику его работы или внешнего вида в за­висимости от потребностей конкретно­го банка. Также у банка есть возможность встраивать в систему виджеты собствен­ной разработки, реализующие необхо­димую ему функциональность или взаи­модействующие напрямую со сторонни­ми системами (например, с системой розничных кредитов или ценных бумаг). Работы по модификации или разработ­ку новых виджетов могут выполнять как разработчики Compass Plus, так и специ­алисты банка. Таким образом, мы достиг­ли беспрецедентной для тиражного про­дукта свободы модификации под потреб­ности конкретного банка.

Удобства клиента также не остались без внимания. Любой клиент банка мо­жет настроить внешний вид приложения Интернет-банка в соответствии со свои­ми предпочтениями, задав вид главной страницы, выбрав необходимые видже­ты из списка доступных и распределив их по странице в раскрытом или сверну­том виде. Вся эта конфигурация запоми­нается сервером, и клиент будет видеть ее всегда, зайдя в свой "личный кабинет" с любого компьютера.

 

Какие функциональные возможности обеспечивает TW IB?

В стандартной конфигу­рации TW IB клиенту доступен следую­щий функционал:

• Информационные сервисы:

• информация о состоянии счета/кар­ты (тип счета, валюта, доступный и полный баланс);

• настраиваемый список операций по счету/карте;

•  информация о платежах/пере­водах.

    •  Финансовые операции:

•  перевод средств между клиентски­ми счетами;

•   перевод средств на любую кар­ту/счет;

•  платежи за различные услуги (коммунальные уСЛуГИ И Т. Д.);

•   платежи по произвольным рекви­зитам;

•  настройка шаблонов и планирова­ние платежей/переводов;

•   покупка предоплаченных карточ­ных продуктов.

   •   Расчеты в Интернете:

•  виртуальные карты: генерация, уп­равление лимитами и состоянием;

•  поддержка стандартов.

   •   Сервисные функции:

•  управление статусом и описанием карт/счетов;

•   настройка внешнего вида прило­жения, расположения и содержа­ния отдельных модулей;

•   управление 8М5/е-та11-уведомле-НИЯМИ;

•   экспорт информации во внешние программы (например, "домашнюю бухгалтерию").

   •   Интерактивные сервисы:

•  переписка с банком;

•  заявки на продукты и услуги.

   •   Обеспечение безопасности:

•  статическая и динамическая аутен-

тификация клиента;

•  поддержка технологии ВРА/САР;

•   использование подписи финансо­вых транзакций.

   •   Дополнительные функции:

•   РВА-версия;

•   курсы валют;

•   валютный калькулятор;

•   новости.

Кроме версии для персональных ком­пьютеров, TW IB имеет специальные вер­сии, оптимизированные для работы с ком­муникаторами - в том числе культовым Iphone

 

Таким образом, новая версия TW IB обес­печивает доступ со смартфона к услугам Ин­тернет-банка. А какие возможности предос­тавляются владельцам обычных мобильных телефонов? 

Конечно, далеко не все мобильные телефоны обладают полно­ценными браузерами и большими экра­нами, и не все их пользователи готовы оплачивать значительные объемы Интер­нет-трафика (особенно в роуминге). По­этому перед специалистами Compass Plus встала задача сделать доступным весь фун­кционал Интернет-банка на широком спектре мобильных устройств. Она была решена в приложении Tranz-Ware Mobile Banking, созданном в тесном взаимо­действии со специалистами Московско­го Индустриального банка.

Создавая мобильное приложение, мы руководствовались следующими основ­ными принципами:

•  предоставить пользователям мобиль­ных телефонов все услуги, доступные в Интернет-банке (за исключением тех, ко­торые в нем принципиально не нужны или не реализуемы, например, печать вы­писки), и обеспечить те же самые средс­тва аутентификации клиента;

•   предоставить удобный интерфейс управления и отображения данных, оп­тимизированный под небольшие разме­ры телефонного экрана и ограниченное количество кнопок;

•   обеспечить максимальную доступ­ность сервиса при минимальных затра­тах на его использование;

•  обеспечить работоспособность при­ложения на максимально широком набо­ре устройств.

 

 

Как эти принципы были воплощены в TW MB?

Для реализации этих це­лей была выбрана платформа jAVA Mobile, которая работает на всех современ­ных мобильных телефонах и подавляю­щем большинстве смартфонов, а в качестве транспорта - любое доступное устройству в данный момент интернет-соединение.

При этом выбор между Интернетом и SMS-сервисом был сделан в пользу пер­вого по ряду причин:

•   встроенные модули Wi-Fi/WiMax содержат все большее число мобильных устройств, зона покрытия этих сетей так­же постоянно растет;

 

•   SMS-транспорт не позволяет обес­печить гарантированную доставку, и за­держки в доставке сообщений случают­ся достаточно часто;

•  практически повсеместно в GSM-сетях, как минимум, доступна услуга GPRS, скорость передачи данных, обеспечива­емая этим соединением, вполне доста­точна для комфортной работы приложе­ния;

•  для любой операции, состоящей бо­лее чем из двух итераций взаимодейс­твия с сервером (в том числе для аутен­тификации клиента), затраты на трафик как в домашней сети, так и в роуминге будут ниже при использовании GPRS, чем затраты на необходимый пакет SMS.

 

Какой набор услуг доступен пользовате­лю мобильного банка уже сегодня?

В настоящий момент функциональность TW MB практически полностью идентична функциональнос­ти TW IB. Кроме того, приложение TW MB дает клиенту различные специфические настройки, позволяющие, в частности, оптимизировать трафик (например, вместо списка счетов сразу показывать их балансы или кэшировать данные о балансах, шаблонах платежей).

Практика внедрения мобильного бан­ка показала чрезвычайно высокую сте­пень его удобства - клиенты пользуют­ся им охотнее, чем Интернет-банком. Московский Индустриальный банк зафиксировал любопытную статистик)': в системе мобильного банка посещаемость клиентов в 2 раза выше, а число совер­шаемых платежных операций - в 6 раз выше, чем в системе Интернет-банкин­га. При этом средняя сумма операции, совершаемой через мобильный банк, ни­же всего на 30%. Это свидетельствует, что клиенты не только охотно пользуются мобильным банком, но и доверяют ему значительные суммы.

Что в подходе компании Compass Plus к организации дистанционного банковского обслуживания, на Ваш взгляд, является на­иболее привлекательным для банков?

В сентябре этого года журнал Cnews опубликовал результаты исследования систем дистанционного банковского обслуживания в крупнейших российских банках (ТОР-100), согласно которому приложение TranzWare Internet вошло в тройку самых распрос­траненных тиражных решений для обс­луживания физических лиц (рис. 1). Ес­ли учесть, что Compass Plus конкурирует с компаниями, специализирующимися именно на системах Интернет-банка, то этот результат подтверждает востребо­ванность предлагаемой нами концепции централизации управления каналами дис­танционного банковского обслуживания на базе процессинговой системы.

© about-internet-banking

Сделать бесплатный сайт с uCoz