|
По данным опроса, проведенного в середине 2011 года совместно провайдером решений в части электронной коммерции и платежей First Data и исследовательской компанией Market Strategies International, 87% респондентов в разных регионах мира подтвердили, что пользуются онлайновым банкингом. Продвинутые в техническом отношении банки понимают преимущества данной технологии для обеспечения достаточно уровня конкурентоспособности финансового института, поэтому постоянно обновляют и совершенствуют ее. Если банк не способен предложить современное и эффективное решение в сфере интернет-банкинга, то его наиболее прибыльные потребители могут просто перейти в другие финучреждения, располагающие такими решениями. Впрочем, процесс перехода к новым технологиям онлайнового банкинга сегодня не столь сложен и дорог, как это может показаться на первый взгляд. С тех пор как в начале 90-х годов финучреждения предложили своим клиентам первые решения по онлайновым банковским операциям, интернет-банкинг прошел несколько стадий развития. Самые первые технологии обеспечивали клиентам возможность просматривать выписки из счетов в электронном режиме, осуществлять переводы денег между счетами в рамках одного банка, а также оплачивать в онлайновом режиме некоторые квитанции и счета. С течением времени эти ограниченные услуги перестали в полной мере удовлетворять растущие потребности клиентов, востребовавших большей функциональности онлайновых банковских приложений, в том числе получения полной отчетности по движению средств на личных банковских счетах, осуществления внешних денежных трансакций и проведения всевозможных операций по оплате счетов. В настоящее время многие финансовые институты располагают высокопроизводительными и эффективными решениями в секторе интернет-банкинга, которые в полной мере отвечают самым изысканным требованиям клиентов. Вместе с тем, в интересах дальнейшего развития онлайнового обслуживания и повышения лояльности потребителей к финансовому институту любое решение в секторе интернет-банкинга, кроме приложений по традиционному управлению клиентскими средствами, должно также обладать определенны ми дополнительными возможностями, в том числе такими как: 1. Мобильная функциональность. Стремительное распространение смартфонов (по данным аналитиков из First Data, в западных странах сегодня ими владеют свыше 50% потребителей, причем, этот показатель быстро растет) требует от финансовых институтов активной адаптации к ним онлайновых банковских технологий. Новые опции включают в себя предоставление клиентам мобильных текстовых сообщений, оптимизацию банковских веб-сайтов под мобильный браузер, создание загружаемых мобильных банковских приложений. Приобретение такого рода приложений позволяет клиентам удобно, надежно и безопасно проводить онлайновые банковские операции в беспроводном режиме, а также применять новые передовые инструменты, в частности, «мобильные кошельки», персональные платежи (Р2Р payments), а также открытие депозитов в удаленном мобильном режиме. 2. Открытие счетов в онлайновом режиме. Многие банковские клиенты (особенно молодые и состоятельные потребители) предпочитают пользоваться удобствами открытия новых счетов в онлайновом режиме. Поэтому наличие такой функциональности становится важнейшим условием успешности онлайновой банковской стратегии современного финучреж-дения. Электронное открытие счетов представляет собой не просто удобную и полезную услугу для клиентов. Администрировать этот процесс для банков куда дешевле, чем управлять аналогичными операциями, проводимыми в ручном режиме. Для того чтобы стать действительно простым и оперативным, процесс открытия банковского счета в электронном режиме должен занимать у нового клиента несколько минут, причем, с минимальным количеством процедур по составлению и подаче заявки для открытия счета. Технологическая платформа банка, в свою очередь, должна поддерживать мгновенную выдачу в автоматическом режиме разрешения на размещение депозита, а все бланки и формы подписи должны обрабатываться в электронном режиме в интересах сокращения расходов на бумажные носители и в целях оптимизации процессов, связанных с удовлетворением финансовых потребностей клиентов. 3. Оперативные уведомления. Сегодняшние банковские клиенты нуждаются в своевременном получении сообщений о состоянии их счетов. Они хотят иметь возможность получать такие сведения по различным каналам связи. Поэтому используемое финансовым институтом решение в части интернет-банкинга должно обеспечивать управление и обработку одно- и двусторонних текстовых, почтовых и голосовых электронных сообщений. Его также необходимо интегрировать в базовую технологическую систему банка для генерации таких данных и получения ответов от клиентов в реальном масштабе времени. Все уведомления должны не только содержать обычную информацию о состоянии балансов на счетах или сроках платежей, но и знакомить с потенциальными крупными покупками, проведением зарубежных трансакций и денежных переводов. 4. Управление персональными финансами (personal financial management - PFM). Инструменты PFM помогают клиентам централизованно отслеживать операции по своим счетам в разных банках, вести мониторинг потоков наличных и расходов, а также выполнять другие финансовые задачи, например, по погашению долгов или же накоплению пенсионных сбережений. Банки, предлагающие потребителям воспользоваться подобными инструментами через свои онлайновые банковские платформы, уже убедились в том, что использование разнообразных моделей РFМ открывает эффективный путь повышения лояльности клиентов. В данном случае финансовый институт выступает в роли надежного провайдера финансового планирования и консалтинга. Кроме того, инструменты РFМ обеспечивают банки недорогими персонализированными маркетинговыми каналами, а также возможностями для увеличения перекрестных продаж.
ЭФФЕКТИВНЫЙ АУТСОРСИНГ От онлайновых банковских платформ требуются, прежде всего, три вещи: удобство для пользователей, функциональность и возможность обновления по мере появления и внедрения новых технологий. При этом, устаревшая система может стать для финансового института серьезным минусом с точки зрения потребителей. Поэтому, по мнению экспертов First Data, для многих мелких и средних банков наилучшим вариантом может быть передача разработки решения по интернет-банкингу в ведение аутсор-синговой компании. В настоящее время у ведущих аут-сорсинговых фирм имеются готовые пакеты подобных решений. Благодаря им финансовые институты могут предлагать такой уровень онлайнового банкового сервиса, который от них требуют клиенты, к тому же, без крупных расходов на внутренние разработки, а также техническое обслуживание и ремонт. Аутсорсинг гарантирует не только экономию на затратах, но и повышение уровня безопасности и улучшение гибкости онлайновых банковских платформ. Наряду с этим, оптимальное решение для интернет-банкинга должно также эффективно интегрировать в единое целое все предложения конечным пользователям - от услуг по предоставлению электронной отчетности по счетам и отображению чеков в электронном виде до управления наличностью и мобильного банкинга. Подобная интеграция существенно облегчает пользователям работу с различными приложениями онлайнового банкинга. Очень важно, безусловно, чтобы платформа для интернет-банкинга включала самые мощные инструменты анализа риска и обеспечения безопасности электронных банковских трансакций. Онлайновый канал сам по себе уже зарекомендовал себя эффективным инструментом противодействия финансовому мошенничеству в кибер-пространстве. Для этого используются такие методы как постоянный монито ринг движения средств по счетам и своевременное уведомлением клиентов о любых попытках несанкционированного доступа к ним. Применяя дополнительно передовые технологии аутентификации пользователя, шифрования данных и многоуровневой защиты персональной информации, банки фактически могут предоставлять клиентам надежную защиту от действий правонарушителей. Между тем, ценообразование тоже всегда остается ключевым критерием выбора того или иного аутсорсинго-вого решения для интернет-банкинга. Хотя и не так часто, но, все же, встречаются предложения ценовых опций, привязанных к конкретным категориям потребителей. Например, в зависимости от количества пользователей интернетовскими финансовыми операциями банки могут пойти на выплату комиссионных за одного пользователя или же фиксированных - за всех вместе. Обычно провайдер взимает плату за число зарегистрированных пользователей платформой интернет-банкинга независимо от уровня их активности. Конечно, предпочтительней была бы, вероятно, система ценообразования, способная автоматически отслеживать активность потребителей и взимать комиссионные только за активных пользователей. Мелкие финучреждения обычно предпочитают платить аутсорсерам за каждого активного пользователя, в то время как крупные банки с большим количеством онлайновых клиентов больше тяготеют к уплате фиксированных комиссионных. По мере того как финансовые институты растут и развиваются, решения для интернет-банкинга тоже совершенствуются и усложняются, с тем чтобы эффективнее реализовывать стоящие перед банками задачи и удовлетворять растущие потребности вкладчиков. Однако, постепенно надстраивая свои платформы, обновляя их и расширяя по мере необходимости, финансовые институты могут эффективно использовать новые модели онлайнового банкинга, повышая, таким oбразом, функциональность, гибкость и продуктивность.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ При проведении обновления систем интернет-банкинга с помощью стороннего провайдера специалисты из компании First Data предлагают воспользоваться следующими рекомендациями. Прежде всего, банкам необходимо разработать оптимальный график перехода на новую платформу электронного банкинга. Прежде всего, они должны: дать оценку всем предложениям от разных провайдеров онлайновых банковских платформ; выбрать нового провайдера и согласовать контракт с ним; разработать детальный план и график перехода на новую платформу; подготовить программу работы с потенциальными клиентами, включая стратегию запуска нового онлайнового решения; утвердить план маркетинговых кампаний. Затем финансовым институтам следует установить реальную дату запуска новой системы интернет-банкинга. Банк должен получить от действующего провайдера ключевые файлы с важной информацией о клиентских счетах (история трансакций, электронные отображения чеков и операции по ним). Это обеспечит безопасный и беспрепятственный перевод пользователей на новую систему интернет-банкинга. В зависимости от сроков, которые потребуются для решения этих проблем, финансовый институт должен установить наиболее оптимальную и точную дату запуска новой платформы в эксплуатацию. Финучреждения могут привлекать своих клиентов к выбору инновационных решений для онлайновых банковских операций. Они должны детально проанализировать функциональность и свойства используемых ими технологий интернет-банкинга и оценить их, после чего можно будет привлекать своих онлайновых пользователей к определению дополнительных функций и характеристик, которыми должна обладать новая система электронного банкинга. Это можно сделать при налаживании контактов с наиболее активными пользователями, пригласив их для сотрудничества со специалистами банка в клиентской консультативной группе. Финансовые институты могут размещать в табличном формате перечень потенциальных провайдеров с указанием спецификации и функций предлагаемых ими технологий онлайнового банкинга, а затем детально оценивать сервис согласно клиентским приоритетам. В таблицы можно внести также данные о периоде безотказной работы системы, времени выхода на режим обслуживания и ликвидации возможных сбоев к ее работе и т.п. Кроме того, финансовые институты обязаны разработать основные критерии принятия решения по выбору той или иной системы интернет-банкинга. Здесь важно определиться, например, нужна ли им самая простая в использовании платформа либо наиболее функциональная. Четко обозначив приоритетность характеристик новой системы интернет-банкинга, проще сделать правильный выбор, сравнивая предложения от различных провайдеров. Важно и предусмотреть систему мер для недопущения роста затрат на переход на новую технологию интернет-банкинга. Эти расходы, бесспорно, могут варьироваться в зависимости от выбранного провайдера, размера активов финучреждения и сложности самой платформы. Поэтому в первую очередь следует внимательно изучить все положения контракта с поставщиком системы, а также условия платежей, предлагаемые провайдером. Кроме того, необходимо заблаговременно договориться с поставщиком действующей платформы о стоимости получения конверсионных файлов во избежание каких-либо недоразумений в будущем. Банки обязаны досконально проанализировать требования провайдера для четкого их соблюдения. После выбора финансовым институтом поставщика новой платформы интернет-банкинга стороны должны наладить тесное взаимодействие. Тогда провайдер сможет своевременно информировать банк о том, какие требования ему следует выполнить для безболезненного перехода на новую систему. Наконец, необходимо разработать четкий и ясный план запуска новой платформы онлайнового банкинга. Важно организовать постоянное информирование банковских вкладчиков о предстоящем переходе на новую систему с использованием нескольких каналов (банкоматы, прямая почтовая рассылка, электронная почта и собственно Интернет), обосновав необходимость и целесообразность подобного перехода. Например, банк может акцентировать внимание клиентов на том, что новое решение станет более функциональным, поскольку предлагаются инновационная модель повышенной защиты онлайновых трансакций и эффективные инструменты управления персональными финансами. Таким образом, внедрив усовершенствованное решение для интернет-банкинга, финансовые институты могут добиться многих важных стратегических целей. Оптимальное решение для онлайновых банковских операций будет способствовать сокращению операционных расходов благодаря широкому привлечению клиентов к использованию каналов самообслуживания для управления счетами, открытия новых депозитов, противодействия мошенничеству и т.д. Кроме того, новая система интернет-банкинга способна стимулировать рост доходов банка за счет активизации персонализированных возможностей по ведению перекрестных продаж финансовых продуктов и услуг, а также более полного удовлетворения финансовых потребностей клиентов. Это повысит их уровень лояльности к банку.
|
|
© about-internet-banking |