|
ВЫГОДНАЯ СТРАТЕГИЯ Быстрые и удобные коммуникации, быстрое обслуживание, быстрое принятие решений - каким образом можно вписать классические банковские операции в современный ритм жизни? Тем более, что практически все банки нуждаются в одновременном увеличении числа клиентов и улучшении качества их обслуживания, индивидуализации предоставляемых услуг. Решением для обеих задач может стать внедрение передовых информационных технологий (ИТ). Несмотря на то, что отделения продолжают являться ключевым каналом дистрибуции финансовых продуктов и услуг, последние исследования ведущих консалтинговых компаний свидетельствуют о том, что поток клиентов в традиционные офисы остается неизменным, а в некоторых случая даже снижается. Происходит это по той простой причине, что современные потребители все активнее отдают предпочтение прямым дистрибуторским каналам (direct channels). Так, к примеру, в 2010 году, по данным консалтинговой фирмы Tower Group, на долю онлайнового банкинга пришлось в мировом масштабе почти 27 млрд. трансакций, колл-центров - 18 млрд., банковских отделений - 14.7 млрд. и банкоматов -15 млрд. По прогнозам экспертов этой же фирмы, в 2012 году через отделения и банкоматы будет проведено примерно такое же количество трансакций, в то время как их число в онлайновом режиме и в колл-центрах увеличится до 33-3 млрд. и 19.3 млрд. соответственно. Подобные изменения в преференциях клиентов могут быть вполне выгодными для банков, если они готовы предоставить потребителям широкий ассортимент возможностей и функций, а также безупречное обслуживание по всем без исключения банковским дистрибуторским каналам. Успешное выполнение такой стратегии может принести кредитным институтам вполне осязаемые выгоды, однако требует от них правильного распределения инвестиций в дистрибуторские каналы и улучшения их общей функциональности. Поскольку в настоящее время существует несколько каналов дистрибуции финансовых продуктов и услуг (отделения, онлайновый и мобильный банкинг, колл-центры, банкоматы и др.) и клиенты одновременно пользуются несколькими из них, то в пору говорить о таком понятии, как «многоканальный (муль-тиканальный) банкинг» (multichannel banking). В течение последних нескольких лет этот термин активно муссировался в мировых банковских кругах без какого-либо четкого понимания, что же он означает на самом деле, поэтому аналитики компании McKinsey & Company решили дать ему свое определение. С их точки зрения, «настоящий многоканальный банкинг» обеспечивает клиентов «богатым набором финансовых продуктов и услуг в бесперебойном и всегда подходящем для них режиме по всем дистрибуторским каналам». «Бесперебойный режим» в данном случае, как поясняют эксперты McKinsey, означает, что через все эти каналы потребители получают услуги, в полной мере удовлетворяющие их финансовые нужды, у них есть возможность при желании быстро перейти с канала на канал (например, с мобильного на онлайновый), и они могут быстро восстановить прерванный в какой-то момент контакт с банком (при подаче, к примеру, заявки на услугу). Мультиканальные банки (multichannel banks) также предоставляют полную сервисную поддержку свои клиентам. В частности, поддержка онлайнового банкинга может осуществляться с помощью ссылки на «чат/ звонок», кликнув по которой, клиент может в любое время задать специалисту вопрос в чате или по телефону. Кроме того, такие банки так же в круглосуточном режиме помогают своим клиентам правильно выбрать оптимальный дистрибуторский канал для успешного проведения финансовой трансакции в зависимости от ситуации и обстоятельств, в которых они находятся (по пути на работу, дома или на отдыхе за городом). По мнению специалистов McKinsey финансовые институты, строящие свои многоканальные дистрибуторские платформы в соответствии с вышеуказанными критериями, располагают реальной возможностью получить немалую выгоду в течение ближайшего десятилетия. Впрочем, ведущие многоканальные банки уже пожинают плоды успешной реализации своей стратегии. Пожалуй, самый очевидный их успех заключается в улучшении перекрестных продаж финансовых продуктов и услуг действующим клиентам. Любой контакт или взаимодействие потребителя с банком по любому каналу, включая и стандартные заявки на финансовое обслуживание, может стать в определенных обстоятельствах потенциальной возможностью для совершения продажи. Интегрированный механизм перекрестных продаж способен своевременно идентифицировать финансовые потребности клиентов, а затем предложить им наиболее подходящий для них банковский продукт. МНОГОКАНАЛЬНАЯ экономия Наряду с этим, многоканальный банкинг позволяет существенно улучшить показатель эффективности банковского веб-узла (conversion rate - отношение общего числа совершенных трансакций к общему числу посещений узла за данный период времени). Слишком сложная процедура осуществления онлайновой трансакции зачастую вызывает раздражение у клиентов, и в этом случае они обычно отказываются от ее проведения. Для таких ситуаций используется специально подготовленное многоканальное предложение услуг, нацеленное на оказание помощи пользователям (например, всплывающие в реальном режиме времени окна-подсказки). Подобные действия значительно сокращают число отказов от проведения онлайновых трансакций. Кроме того, присущие многоканальному банкингу расширенная функциональность и оперативность проведения трансакций дают возможность существенно увеличить поступления от конкретного потребителя за период сотрудничества с ним, а также уменьшить текучесть клиентов. Использование инновационных финансовых инструментов и продуктов, в частности, оплаты счетов в электронном режиме, персональных платежей и переводов денег между индивидуальными потребителями, персонального управления денежными средствами позволяет еще полнее и шире удовлетворять потребности клиентов, что, в свою очередь, укрепляет их доверие и лояльность к банку. Наконец, качественно подготовленное и правильно сформулированное предложение об оказании многоканальных банковских услуг укрепляет имидж финансового института в глазах клиентов независимо от того, нацелено ли такое предложение на предоставление каких-либо удобств в обслуживании, улучшение сервиса или снижение комиссионных. Все это позволяет банку заложить крепкий фундамент для всестороннего удовлетворения потребностей клиентов и на этой основе увеличить объемы перекрестных продаж финансовых услуг, а также реализацию более дорогих версий банковских продуктов, обладающих дополнительными ценными качествами и свойствами. Экономические выгоды от всех этих мероприятий, по оценкам аналитиков McKinsey & Company, могут быть очень существенными. Так, к примеру, два американских региональных банка получили в 2010 году дополнительный доход в размере $250 млн. каждый благодаря повышению функциональности и эффективности работы прямых банковских дистрибуционных каналов, а также предложению многоканальных финансовых услуг. Между тем, успешная реализация стратегии мультиканального банкинга позволяет финансовым институтам достичь существенной экономии. Предоставляя клиентам усовершенствованные инструменты самообслуживания через прямые дистрибуторские каналы, розничные банки могут значительно уменьшить расходы на проведение стандартных трансакций в отделениях. Финансовые институты, к примеру, могут перенаправить основной поток таких обычных повседневных трансакций, как кли ентские запросы о балансах на счетах, инструкции о прекращении платежей, обновление информации о счетах и др., из высокозатратных банковских офисов на более дешевые, простые в использовании и достаточно надежные прямые банковские каналы. Аналогичным образом могут быть удовлетворены потребности клиентов, не связанные с проведением трансакций, например, получение финансовой консультации или информации о стоимости и условиях предоставления ипотечного кредита. Для этих целей предусматривается использование инструментов самостоятельного поиска клиентами нужной им информации, что дает менеджерам по продажам возможность сфокусировать внимание на проведении перекрестных продаж и более сложных финансовых трансакций. Более того, разработав и сформулировав ясное и привлекательное предложение о предоставлении услуг многоканального банкинга, розничные финансовые институты могут добиться существенного снижения расходов на привлечение новых клиентов. Так, последние исследования в этой области свидетельствуют о том, что привлечение банками новых вкладов потребителей, а также продажа клиентам кредитных карточек и ипотечных продуктов через Интернет обходится им на 15-45% дешевле, чем через отделение или колл-центр. ТРИ ГЛАВНЫХ ЭТАПА Между тем, реализация концепции многоканального банкинга и получение на этой основе конкурентных преимуществ не является единовременным и простым проектом. Большинству банков понадобится для этого несколько лет, поскольку согласование всех систем и данных по всем банковским дистрибуторским каналам займет немало времени и потребует существенных расходов на необходимое технологическое обеспечение. Эти инвестиции, однако, являются необходимым условием для создания такой системы многоканального банковского обслуживания, которая бы в полной мере удовлетворяла финансовые потребности клиентов. По мнению экспертов компании McKinsey, путь к созданию эффективной модели многоканального банкинга лежит через следующие три основных этапа:
Успешное функционирование многоканального банкинга, с точки зрения специалистов компании МсКлшеу, невозможно без его надлежащего информационно-технологического обеспечения. Всестороннее удовлетворение финансовых потребностей клиентов через все банковские дистрибуторские каналы и получение на этой основе конкурентных преимуществ требует от банков внедрения широкого спектра передовых технологических и аппаратных средств. Главная цель подобного технологического обеспечения состоит в том, чтобы финансовый институт за счет рационального использования этих средств имел возможность создать целостное представление о поведенческих чертах и преференциях потребителей, без чего банк не сможет в полной мере удовлетворить их финансовые нужды. С технологической точки зрения многоканальный банкинг, по мнению экспертов МсКтяеу, должен обладать следующими ключевыми возможностями:
АКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ Тем временем, за последние пять лет некоторые крупные банки сумели внедрить ключевые элементы бесперебойной мультиканальной интеграции благодаря инвестированию в эти мероприятия значительных финансовых средств. Теперь клиенты этих финансовых институтов регулярно получают интегрированные предложения финансовых продуктов и услуг по всем дистрибуторским каналам. Наряду с этим, сотрудники отделений и колл-центров имеют возможность видеть все контакты клиента с банком независимо от того, через какой канал они устанавливаются и поддерживаются. Например, работник колл-центра может быстро получить информацию о том, какие веб-страницы просматривал клиент и с какой целью он это делал, а также для каких типов трансакций этот клиент использует банкомат. Клиентская информация интегрируется во все дистрибуторские каналы, что позволяет банку создать единое и всестороннее представление о поведенческих чертах, привычках, преференциях и финансовых нуждах потребителей. По мнению аналитиков компании McKinsey, разработка современных моделей многоканального банкинга должна осуществляться с учетом тех изменений, которые происходят сегодня в банковском бизнесе в целом. Для обеспечения согласованной и бесперебойной работы всех дистрибуторских каналов требуются серьезные финансовые вливания. Не секрет, что колл-центры и онлайновые банковские каналы в ближайшее время намерены переориентироваться на продажу финансовых продуктов и услуг. Ожидаются перемены и в работе банковских отделений. Сети отделений розничных банков продолжают оставаться ключевым каналом продажи банковского сервиса для многих финансовых институтов. Использование инструментов много- канального банкинга, по все вероятности, может внести изменения в эту ситуацию: по прогнозам специалистов McKinsey, перевод существенной доли трансакций на прямые каналы (электронный и мобильный режим) может привести к сокращению клиентского трафика в отделениях и количеству открываемых в них счетов на 10-15%. Наряду с этим, банкам следует сформировать группу менеджеров, которые будут нести ответственность за эффективную реализацию стратегии многоканального банкинга. Эти специалисты должны обеспечить как интеграцию дистрибуционных каналов, так и учет персонифицированных потребностей клиентов в индивидуальных финансовых продуктах и услугах через каждый канал в отдельности. Эта работа должна проводиться в рамках всего финансового института, а не только в некоторых его подразделениях, что является обычной практикой в настоящее время. Кроме того, финансовым институтам, как рекомендуют эксперты McKinsey, необходимо создать эффективный механизм финансирования проектов и программ мультиканального банкинга. При этом, важно правильно распределить средства между различными каналами. Банкам также следует регулярно мониторить конкурентную среду в интересах выделения инвестиций на развитие тех дистрибуторских каналов, функционирование которых дает им возможность превосходить конкурентов. В любом случае, как отмечают аналитики компании McKinsey, какие-либо инвестиции в один дистрибуторский канал должны осуществляться в контексте реализации всей многоканальной стратегии банка. Наконец, внедрение инструментов мультиканального банкинга потребует от финансовых институтов пересмотра и модификации их моделей оценки результатов деятельности и качества работы, а также системы вознаграждений. В настоящее время эти модели и системы, как правило, привязаны к отдельным дистрибуторским каналам, для которых определяются конкретные объемы продаж тех или иных банковских услуг. В случае с многоканальным банкингом для каждого канала тоже устанавливается определенный объем реализации, однако здесь перед сотрудниками банковских подразделений стоит задача стимулировать интерес клиентов к продуктам независимо от того, какой канал используется ими для совершения трансакций. Оценки результатов выполнения этой задачи должны быть инкорпорированы в системы поощрений, действующих для персонала подразделений, занимающихся разработкой и усовершенствованием финансовых продуктов, а также модернизацией каналов дистрибуции. |
|
© about-internet-banking |